Современные проблемы межкультурного образования: философские аспекты

Современные проблемы межкультурного образования: философские аспекты

Аннотация

В предлагаемой статье исследуются особенности современного межкультурного образования в философском ключе. Автором акцентируется внимание на его значении для социальной стабильности и культурного разнообразия в странах, переживающих социальную трансформацию в контексте глобальных вызовов и межкультурного взаимодействия. В статье рассматриваются процессы глобализации и их влияние на образовательные системы, освещаются ключевые аспекты формирования межкультурных компетенций и их роль в развитии социальной гармонии и гражданственности. Анализируется, каким образом философские концепции, такие как мультикультурализм, культурная идентичность и диалог культур, могут быть применены для углубления понимания межкультурных взаимодействий. В статье рассматриваются развитие и специфика межкультурного образования в современный период, а также его наиболее значимые факторы и направления. Особое внимание уделяется подходу образовательных систем к вопросам этнической принадлежности. Автором освещаются текущее состояние, проблемы, а также опыт реализации межкультурного образования, роль региональных перспектив и сотрудничества, Статья открывает перспективы для дальнейших исследований и практического внедрения межкультурного образования как ключевого элемента для более гармоничного сосуществования культур в сложных социально-экономических условиях

Ключевые слова

Вклад авторов

Корякина А. А. – концепция исследования, развитие методологии, анализ материала, написание исходного текста, итоговые выводы; Саввина Р. И. – выбор темы исследования, участие в разработке концепции исследования, поиск материала, доработка финального текста, итоговые выводы.

Источники

  1. Alexandrov, T. Ethno-cultural associations in Kazakhstan: The Soviet footprint and resources for civil society / T. Alexandrov // Cambridge Journal of Eurasian Studies. – 2018. – № 2 (1). – P. 1–20.
  2. Aubakirova, S. Tolerance Issue in Kazakh Culture / S. Aubakirova // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – № 11 (12). – P. 5034–5048.
  3. Bakhtin, M. The Dialogic Imagination: Four Essays / M. Bakhtin. – Austin : Texas University Press, 2010. – 480 p.
  4. Gasimova, N. Multiculturalism as the main philosophical concept in the social development of modern society / N. Gasimova // Metafizika. – 2022. – № 5 (4). – P. 77–87.
  5. Gudykunst, W., Kim, Y. Communicating with strangers: An approach to intercultural communication/ W. Gudykunst, Y. Kim. – New York : McGraw-Hill, 2003. – 468 p.
  6. Jorobekova, E. Kyrgyz heritage in the context of cultural diversity / E. Jorobekova. – Bishkek, 2008. – 343 p.
  7. Jorobekova, E. Teaching cultural diversity and tolerance in Kyrgyzstan / E. Jorobekova // EIU best practices series. – 2009. – № 14. – P. 1–64.
  8. Lewowicki, T. Searching for the Intercultural Education model / T. Lewowicki // Pedagogy of Work. – 2002. – № 40. – P. 31–45.
  9. Muzykina, Y. Desperately Seeking Understanding: A New Perspective on Multiculturalism / Y. Muzykina // Journal of Nationalism, Memory & Language Politics. – 2019. – № 13 (1). – P. 26–43.
  10. Niemiec, J. Interculturalism as a tendency and projection in education / J. Niemiec // Intercultural Education in an institutional dimension. – Bialystok : Trans Humana, 1999. – P. 25–32.
  11. Samovar, L., Porter, R. Communication between cultures / L. Samovar, R. Porter. – Belmont, CA : Thomson Wadsworth, 2016. – 432 p.
  12. Sanakulov, J. Multilingualism and multiculturalism in educational Uzbek contexts / J. Sanakulov // Western European Journal of Linguistics and Education. – 2024. – № 2 (7). – P. 46–53.
  13. Savin, I. Les russes au Kazakhstan modern / I. Savin // Les recherches sociologiques. – 2010. – № 8. – P. 81–88.
  14. Tolipov, I. How does culture influence communication in intercultural community in Uzbekistan? / I. Tolipov // 4th Global Congress on Contemporary Sciences & Advancements. – 2021. – P. 142–145.
  15. Ualiyeva, S. In the Laboratory of Peoples’ Friendship: Mixed People in Kazakhstan from the Soviet Era to the Present / S. Ualiyeva, A. Edgar // Global Mixed Race. – New York : NYU Press, 2014. – P. 68–90.
Информация о статье
История
Авторы
Для цитирования
Корякина А. А., Саввина Р. И. Современные проблемы межкультурного образования: философские аспекты // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2025. № 3 (84). С. 135–139. https://doi.org/10.54398/1818-510Х.2025.84.3.016.
Распространение

Лицензия Creative Commons

Материалы издания доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

* не является рекламой
* нажмите на слово для перехода в поиск