Межкультурная компетентность и культурный интеллект в социофилософском аспекте (на основе зарубежных исследований)
Аннотация
В настоящей статье исследуются концепты межкультурной компетентности и культурного интеллекта в социофилософском аспекте. Межкультурная компетентность представляет собой способность эффективно и гармонично взаимодействовать с представителями различных социокультурных групп, а культурный интеллект – навыки, знания и умения, необходимые для понимания, оценки и адаптации социокультурных различий. В процессе развития межкультурной компетентности можно достичь определенного уровня культурного интеллекта, который может быть дополнительно развит с помощью рефлексивного коммуникативного опыта. Культурный интеллект подразделяется на четыре важнейших элемента, необходимых для эффективного социокультурного взаимодействия: метакогнитивный, когнитивный, мотивационный и поведенческий, являющийся наиболее значимым элементом. Поведенческий элемент культурного интеллекта – это способность вести себя соответствующе во время взаимодействия, что необходимо для поддержания эффективных и позитивных социокультурных отношений. Исходя из анализа понятий межкультурной компетентности и культурного интеллекта, а также их взаимосвязи, можно утверждать, что эти две категории имеют значительное значение в современной социокультурной среде и в процессе социокультурного взаимодействия. В таком взаимодействии они способствуют развитию взаимопонимания, гармоничным отношениям и успешному сотрудничеству между различными культурами.
Ключевые слова
- культура
- межкультурность
- межкультурное взаимодействие
- коммуникация
- межкультурная компетентность
- культурный интеллект
- культурный релятивизм
- культурная осведомленность
- диалог культур
- социокультурная среда
Источники
- Bakhtin, M. The Dialogic Imagination: Four Essays / M. Bakhtin. – Austin : Texas University Press, 2010. – 480 р.
- Bouchet, D. Ambiguity in Intercultural Communication / D. Bouchet // Cultural Dimension in International Marketing. – Odense : Odense University, 1995. – P. 64–72.
- Byram, M. Developing intercultural competence in practice / M. Byram, A. Nichols. – Clevendon : Multilingual Matters, 2001. – 283 p.
- Gudykunst, W. Communicating with strangers: An approach to intercultural communication / W. Gudykunst, Y. Kim. – New York : McGraw-Hill, 2003. – 468 p.
- Samovar, L. Communication between cultures / L. Samovar, R. Porter. – Belmont, CA : Thomson Wadsworth, 2016. – 432 p.
- Spitzberg, B. Conceptualizing Intercultural Competence / B. Spitzberg, G. Changnon //
The Sage Handbook of Intercultural Competence. – Los Angeles, CA : Sage, 2009. – P. 2–52. - Thomas, D. Cultural intelligence. People skills for global business / D. Thomas, K. Inkson. – San Francisco : Berrett-Koehler Publishers, 2004. – 222 p.
- Tomlinson, B. Developing cultural awareness / B. Tomlinson, H. Mashuhara // Modern English Teacher. – 2004. – № 13 (1). – P. 5–11.
- Triandis, H. Culture and conflict / H. Triandis // Intercultural communication: A reader. – Belmont, CA : Wadsworth, 2003. – P. 18–28.
- Triandis, H. Cultural intelligence in organizations / H. Triandis // Group & Organization Management. – 2006. № 31(1). – P. 20–26.