Специфика конструирования национальной идентичности в постсоветских государствах Прикаспия: проблемы и перспективы
Аннотация
В статье анализируется культурно-образовательная политика стран Прикаспия, формирующая идентичность как отдельных государств, так и макроидентичность Каспийского региона в целом. Поэтому автор рассматривает два аспекта: политику конструирования национальных идентичностей непосредственно в каждой из стран Прикаспия и попытки формирования единого социокультурного пространства Каспийского макрорегиона. Целью статьи является выявление факторов специфики конструирования именно национальной идентичности через использование шкалы образов «Свой - Другой - Чужой - Враг» в культурно-образовательном пространстве. При этом учитываются как внутренние (гетерогенность и мозаичность), так и внешние (многовекторная внешняя политика) факторы. Под влиянием этих факторов строится культурная и образовательная политика, где определяющим становится доминирование этнической компоненты идентичности. Как и все постсоветские страны, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан используют схожие механизмы формирования новых форм политики памяти - мифологизирование прошлого, переоценка совместной с Россией истории как травмы и прогнозирование возможностей будущего на основе собственного героического прошлого. Все эти процессы направлены на создание новой национальной идентичности (метаидентичности), соединяющей разные этносы и конфессии под эгидой титульного этноса. В статье культурная и образовательная политика проанализированы через призму сравнительного анализа учебных курсов национальной истории и краеведения и учебных пособий общеобразовательной школы и учреждений высшего образования. Представленная статья является продолжением серии исследований по проблеме конструирования национальной идентичности на постсоветском пространстве Прикаспийского региона.
Ключевые слова
- национальная идентичность
- культурная политика
- мифологизация
- Прикаспийский макрорегион
- этническая самоидентификация
- безопасность
- культурное наследие
- память-забвение
- культурный диалог
Благодарности
исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 22-18-00301 «Процесс конструирования новых идентичностей в Каспийском макрорегионе в кон-тексте социетальной безопасности».
Источники
- Азербайджанство / Азербайджанский мультикультурализм. - URL: https://multiculturalism.preslib.az/ru_a2.html (дата обращения: 13.08.2024).
- Алексеева, Т. С. Роль образования XXI века в становлении основ национальной идентичности / Т. С. Алексеева, Ю. Г. Троицкая // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2022. - № 1. - С. 51-57. - doi: 10.17805/trudy.2022.1.8.
- Арсланов, Р. А. Национальная история в учебной литературе современных государств Центральной Азии: цели и методы изложения материала / Р. А. Арсланов, М. Н. Мосейкина // Новейшая история России. - 2022. - Т. 12, № 1. - С. 210-226. - doi: 10.21638/11701/spbu24.2022.113.
- Ассман, А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна / А. Ассман. - Москва : Новое литературное обозрение, 2017. - 272 с.
- Вилков, А. А. Технологии формирования политической идентичности в современной России / А. А. Вилков // Известия Саратовского университета. Сер.: Социология. Политология. - 2012. - Вып. 4, т. 12. - С. 62-71. Показать больше