К вопросу духовно-нравственного воспитания и тюремного образования арестантов в Саратовской губернии в середине XIX в
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации, особенности и основные методы духовно-нравственного воспитания арестантов в пенитенциарных учреждениях Саратовской губернии в середине XIX в. Предметом исследования являются процессы организации духовно-нравственного воздействия и обучения арестантов грамоте. Методологическую основу статьи составили принципы объективности, историзма, философский и общенаучные методы. Целью исследования является изучение воспитательного процесса в отношении лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы на его начальном этапе. В результате проведенной работы рассмотрен период становления и законодательного закрепления процесса обучения и духовно-нравственного воспитания арестантов, а также проблемы, возникавшие при реализации указанных документов. Сделан вывод о том, что главным образом духовно-нравственное исправление арестантов достигалось посредством обучения грамоте и письму. Также обращается внимание на то, что с арестантами проводились различного рода беседы о таинствах церкви, им предоставлялась светская и художественная литература, которая также имела важное значение для их духовно-нравственного исправления. Автор обращает внимание на то, что положительная динамика исправительного процесса находилась в прямой зависимости от уровня финансирования тюрем и наличия в них необходимых помещений для проведения исправительной работы.
Ключевые слова
- тюрьма
- священник
- заключенный
- исправление
- воспитание
- наказание
- тюремная школа
- тюремная церковь
- тюремная библиотека
- Саратовская губерния
Источники
- Гернет, М. Н. История царской тюрьмы / М. Н. Гернет. - 3-е изд., доп. - Москва : Госюриздат, 1961. - 430 c.
- Государственный архив Саратовской области (далее - ГАСО). - Ф. 135. - Оп. 1. - Д. 1.
- ГАСО. - Ф. 135. - Оп. 1. - Д. 614.
- ГАСО. - Ф. 135. - Оп. 1. - Д. 618.
- ГАСО. - Ф. 135. - Оп. 1. - Д. 620. Показать больше