Метод композирования в решении проблемы системной связи гуманитарных и естественных аспектов творчества
Аннотация
В статье проведен культурологический анализ проблемы разъединенности знаний гуманитарной и естественнонаучной сфер культуры как следствия несоизмеримости духовного и материального творчества. Решение проблемы предлагается теоретиками дизайна, которые видят в методах художественного проектирования не только процесс формообразовании удобных и красивых вещей, но органическое непротиворечивое соединение концепции проекта и ее предметного овеществления, при этом осуществляется предметно-целевая связь с помощью графики на этапе «клаузуры». Ученые утверждают наличие у дизайна культурной формы существования, и в этом аспекте развивают мнение о «третьей проектной культуре», наряду с культурой научно-технической и гуманитарной. Визуально-графический уровень проектирования вырабатывает культурный код, переводящий научные абстракции концептуального уровня в конкретно-чувственные формы и образы конструктивно-предметного проектирования. В развитие идеи В. А. Фаворского о существовании трех самостоятельных методов проектно-художественного формообразования реалистического чувственного, формалистического логического и цельностного метода искусства (метода «композирования»), в статье выдвигается и обосновывается тезис о наглядном представлении взаимосвязи при исследовании их этапов, формирующие полные проектные циклы. Авторами развиваются мысли В. И. Вернадского и П. А. Флоренского о существовании для человека двух земных сфер – биосферы и пневматосферы, целостно генерирующих его физическое и идеальное развитие, представленные в географическом ландшафте и культурной среде. В статье представлена культурно-историческая динамика, иллюстрирующая гипотезу Л. С. Выготского о существовании структурной связи культурно-исторических процессов с процессами формирования познавательных функций ребенка. Показаны проектно-графические взаимосвязи креативности природы и художественного творчества человека и человечества
Ключевые слова
- креативность
- творчество
- метод композирования
- дизайн как «третья культура»
- художественное проектирование
- методы проектно-художественного формообразования
- культурная среда
- географический ландшафт
- духовное творчество
- материальное творчество
Вклад авторов
Еретин А. В. – разработка концепции исследования, обоснование цели статьи, написание исходного текста, научное редактирование статьи; Тарасова Н. Ю. – разработка концепции исследования, обработка и анализ материала, доработка текста.
Источники
1. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление. Размышления натуралиста / В. И. Вернадский. – Москва : Наука, 1977. – Кн. 2. – 192 с.
2. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. – Москва : Смысл, Эксмо, 2005. – 512 с.
3. Выготский, Л. C. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1983. – Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. – 368 с.
4. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. – Москва : Университет: Высшая школа, 2002. – 400 с.
5. Еретин, А. В. Интеллектуальное наследие Л. С. Выготского в актуализации методов культурологии дизайна / А. В. Еретин // Вестник ГГУ. – 2024. – № 5. – С. 48–60.
6. Еретин, А. В. К проблеме научной объективности знаний дизайна и культурологии: смысловые параллели этногенеза и биологического морфогенеза / А. В. Еретин // Вестник ГГУ. – 2025. – № 2. – С. 42–52.
7. Завалова, Н. Д. Образ в системе психической регуляции деятельности / Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко. – Москва : Наука, 1986. – 172 с.
8. Кантор, К. М. Проектность мира, культуры, истории / К. М. Кантор // Декоративное искусство. – 2001. – № 1. – С. 41–46.
9. Кузнецова, М. А. Творчество как атрибут человеческого бытия / М. А. Кузнецова. – Волгоград, Москва : Глобус, 2009. – 192 с.
10. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – Москва : Искусство, 1970. – 387 с.
11. Львов, М. Р. Риторика. Культура речи / М. Р. Львов. – Москва : Академия, 2004. – 272 с.
12. Мунипов, В. М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды / В. М. Мунипов, В. П. Зинченко. – Москва : Логос, 2001. – 356 с.
13. Павленко, Н. А. История письма / Н. А. Павленко. – Минск : Вышая школа, 1987. – 239 с.
14. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. – Москва : Астрель, 2006. – 1176 с.
15. Столяр, А. Д. Происхождение изобразительного искусства / А. Д. Столяр. – Москва : Искусство, 1985. – 299 с.
16. Тасалов, В. И. О социоприродной органичности художественного творчества // Искусство и точные науки / В. И. Тасалов. – Москва : Наука, 1979. – С. 185–221.
17. Тасалов, В. И. Лист зеленый – лист белый. Космогенез культуры как идеальная светоэнергетика формы / В. И. Тасалов // Вопросы искусствознания. ‒ Москва : Квазар, 1994. – Вып. 2‒3. – С. 5‒30.
18. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений / Л. Н. Толстой. – Москва : Художественная литература, 1953. – Т. 62: Письма, 1873–1879. – 573 с.
19. Фаворский, В. А. Литературно-теоретическое наследие / В. А Фаворский. – Москва : Советский художник, 1988. – 588 с.
20. Флоренский, П. А. Письмо В. И. Вернадскому / П. А. Флоренский // Русский космизм: Антология философской мысли / сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. – Москва : Педагогика-пресс, 1993. – 365 с.
21. Флиер, А. Я. Культурная социодинамика: многообразие возможностей // Культура культуры. – 2016. – № 1 (9). – С. 5.
22. Archer, B. The Three Rs / B. Archer // Design Studies. – 1979. – Vol. 1, № 1. –P. 17–20.







