Цифровое государство: особенности, механизмы и перспективы предоставления государственных услуг гражданам современной России

Цифровое государство: особенности, механизмы и перспективы предоставления государственных услуг гражданам современной России

Аннотация

Динамично трансформирующаяся система государственного управления под влиянием цифровых технологий делает актуальным рассмотрение государственных электронных услуг в качестве важной составляющей цифрового государства. С одной стороны, сервисы помогают оптимизировать процесс взаимодействия государства и гражданина, а с другой – теряют уровень доверия в силу вызовов современности. В связи с этим целью данной статьи является выявление специфики вовлечения жителей в получении цифровых услуг. В качестве метода был применен метод фокус-групп. В 2024 г. было опрошено более 100 респондентов в нескольких регионах России (Краснодарский и Ставропольский края, Нижегородская область, Москва, Санкт-Петербург, Иркутская и Свердловская области, Приморский край). Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что цифровая трансформация способствовала созданию возможности получения услуг по всей территории страны в режиме онлайн. Однако такие проблемы, как: технологический разрыв регионов, безопасность персональных данных, ограниченная функциональность сервисов, активность мошенников и др. создают дополнительные риски для власти. Портал «Госуслуги» воспринимается жителями как инструмент для получения услуг, а не как платформа для гражданского участия. Развитие инициатив позволит увеличить вовлеченность населения в принятии политических решений, тем самым улучшив эффективность проводимой политики.

Ключевые слова

Благодарности

исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект №22-78-10049 «Государство и гражданин в условиях новой цифровой реальности»

Источники

  1. Володенков, С. В. Цифровые технологии и искусственный интеллект в современной политике / С. В. Володенков, С. Н. Федорченко. – Москва : Проспект, 2024. – 496 с.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество». – URL: https://digital.gov.ru/target/gosudarstvennaya-programma-informaczionnoe-obshhestvo (дата обращения: 26.02.2025).
  3. Департамент по экономическим и социальным вопросам «Исследование ООН: Электронное правительство 2024. Ускорение цифровой трансформации для устойчивого развития с дополнением об Искусственном Интеллекте» // Организация Объединенных Наций. – 2024. – 179 с.
  4. Дмитрий Григоренко: «Цифровые технологии стирают границы». – URL: https://expert.ru/mnenie/tsifrovye-tekhnologii-stirayut-granitsy/ (дата обращения: 26.02.2025).
  5. Егоров, В. Ю. Войти через Госуслуги? Факторы отношения к сервисам электронного правительства в социальных медиа / В. Ю. Егоров, И. Б. Филиппов, А. С. Ахременко // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2025. – № 1. – С. 214–239.
  6. Кули, Ч. Х. Избранное: Сборник переводов / Ч. Х. Кули. – Москва : Теория и история социологии, 2019. – 234 c.
  7. Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства». – URL: https://digital.gov.ru/target/naczionalnyj-proekt-ekonomika-dannyh-i-czifrovaya-transformacziya-gosudarstva (дата обращения: 26.02.2025).
  8. Пушкарева, Г. В. Менеджмент публичных ценностей: можно ли говорить об аксиологическом повороте в государственном управлении / Г. В. Пушкарева // Государственное управление. Электронный вестник. – 2018. – № 68. – С. 312–329.
  9. Рогозин, Д. М. Клиентоориентированная оценка эффективности государственных услуг / Д. М. Рогозин, О. Б. Солодовникова // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – 2021. – № 4. – С. 79–96.
  10. Скипин, Д. Л. Система электронных государственных услуг населению: состояние и развитие / Д. Л. Скипин, Т. А. Кольцова, А. В. Шаргина // Агропродовольственная политика России.  – 2025. – № 1. – С. 10–19.
  11. Сморгунов, Л. В. Государственная политика и управление. Концепции и проблемы / Л. В. Сморгунов. – Москва : Юрайт, 2025. – 395 с.
  12. Сморгунов, Л. В. Современные тенденции в государственном управлении: от нового государственного менеджмента к управлению публичной политикой / Л. В. Сморгунов // Политическая наука. – 2022. – № 3. – С. 100–121. – doi: 10.31249/poln/2022.03.05.
  13. Талапина, Э. В. Проактивные государственные услуги: на пути к алгоритмизации / Э. В. Талапина, Д. Ю. Козяр (Двинских) // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2023. – № 3. – С. 7–32.
  14. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.». – URL: https://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения: 26.02.2025).
  15. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями). – URL: https://base.garant.ru/12177515/ (дата обращения: 26.02.2025).
  16. Филатова, О. Г. Развитие экосистемы электронного участия в России в начале 2020-х гг.: роль социальных медиа и центров управления регионами / О. Г. Филатова, А. В. Чугунов // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2022. – № 18 (2). – С. 120–137.
  17. Чугунов, А. В. Электронное участие в контексте трансформации концепции демократии / А. В. Чугунов // Управленческое консультирование. – 2017. – № 8 (104). – С. 14–20.
  18. Alzahrani, L. Analyzing the Critical Factors Influencing Trust in E-government Adoption from Citizens’ Perspective: A Systematic Review and a Conceptual Framework / L. Alzahrani, W. Al-Karaghouli, V. Weerakkody // International Business Review. – 2017. – № 26 (1). – P. 164–175.
  19. Boyle, R. Hindsight, Insight and Foresight: Some Reflections on Reforming the Public Service / R. Boyle // Administration. – 2020. – № 68 (4). – P. 7–26. – doi:10.2478/admin-2020-0021.
  20. Castelnovo, W. A Stakeholder Based Approach to Public Value / W. Castelnovo // Proceedings of the 11th European Conference on eGovernment (ECEG 2013), Academic Conferences and Publishing International, Reading, 2013. – P. 94–101.
  21. Chan, F. K. Y. Design Characteristics and Service Experience with E-government Services: A Public Value Perspective / F. K. Y. Chan, J. Y. L. Thong, S. A. Brown, V. Venkatesh // International Journal of Information Management. – 2025. – № 80. – P. 1–14. – doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2024.102834.
  22. Greitens, S. C. Authoritarianism Online: What Can We Learn from Internet Data in Nondemocracies? / S. C. Greitens // Political Science and Politics. – 2013. – № 46 (02). – P. 262–270. –
    doi: 10.1017/s1049096513000346.
  23. Mousa, M. Determinants of Cloud-Based E-government in Libya / M. Mousa // Journal of Critical Reviews. – 2020. – № 7 (13). – P. 2239–2248.
  24. Osman, I. COBRA Framework to Evaluate E-government Services: A Citizen-Centric Perspective / I. Osman, A. L. Anouze, Z. Irani, B. Al-Ayoubi // Government Information Quarterly. – 2014. – № 31. – P. 243–256. – doi: 10.1016/j.giq.2013.10.009.
  25. Parasuraman, A. P. SERVQUAL A Multiple-item Scale for Measuring Consumer Perceptions of Service Quality / A. P. Parasuraman, V. Zeithaml, L. Berry // Journal of Retailing. – 1988. – № 64. – P. 12–40.
  26. Patergiannaki, Z. Bridging the Gap: Assessing Disparities in E-Government Service Offerings and Citizen Demand / Z. Patergiannaki, Y. A. Pollalis // Transforming Government: People, Process and Policy. – 2023. – № 17 (4). – P. 532–551. – doi: 10.1108/TG-04-2023-0050.
  27. Sharma, S. Untangling the Web between Digital Citizen Empowerment, Accountability and Quality of Participation Experience for E-government: Lessons from India / S. Sharma, A. K. Kar, M. P. Gupta // Government Information Quarterly. – 2024. – № 41 (3). – P. 1–13. – doi: 10.1016/j.giq.2024.101964.
  28. Torfing, J. Chapter 6: Digital Era Governance. In Public Governance Paradigms / J. Torfing, B. L. Andersen, C. Greve, K. K. Klausen. – Cheltenham, United Kingdom : Edward Elgar Publishing, 2020. – P. 89–104. – doi: 10.4337/9781788971225.00012.
  29. Wang, Ch., Teo, Th., Janssen, M. Public and Private Value Creation Using Artificial Intelligence: An Empirical Study of AI Voice Robot Users in Chinese Public Sector / Ch. Wang, Th. Teo, M. Janssen // International Journal of Information Management. – 2021. – № 61. – P. 1–15. – doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2021.102401.
Информация о статье
История
Авторы
Для цитирования
Зайко Я. В. Цифровое государство: особенности, механизмы и перспективы предоставления государственных услуг гражданам современной России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2025. № 3 (84). С. 56–64. https://doi.org/10.54398/1818-510Х.2025.84.3.007.
Распространение

Лицензия Creative Commons

Материалы издания доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

* не является рекламой
* нажмите на слово для перехода в поиск