Трубопроводная инфраструктура в системе транспортировки нефти и нефтепродуктов по Волго-Каспийскому коридору в конце XIX – начале ХХ в.

Трубопроводная инфраструктура в системе транспортировки нефти и нефтепродуктов по Волго-Каспийскому коридору в конце XIX – начале ХХ в.

Аннотация

Активное развитие отечественной добывающей и перерабатывающей нефтяной промышленности, начавшееся в последней четверти XIX в., поставило задачу транспортировки возраставших объемов нефти и нефтепродуктов. Снабжение продукцией нефтяной отрасли (в первую очередь, керосином и мазутом) внутреннего рынка страны происходило из Бакинского морского порта по Волго-Каспийскому транспортному коридору, а также наземным транспортом с использованием расширявшейся сети железных дорог. Отмечается, что конкуренция среди нефтепромышленников и начало экспорта нефти и нефтепродуктов способствовали привлечению достижений инженерной мысли в производство, а также поиску наиболее экономически выгодных способов нефтеперевозки, каким стал трубопроводный транспорт. Целью исследования является анализ роли трубопроводной инфраструктуры для организации транспортировки нефти и нефтепродуктов по Волго-Каспийскому транспортному коридору в конце XIX – начале XX в. В качестве источниковой базы привлекался комплекс опубликованных законодательных и уставных документов, а также делопроизводственные и статистические материалы из фондов Государственного архива Астраханской области и местной периодической печати. Методологическая основа работы представлена теорией модернизации как наиболее полно отражающей суть первой российской индустриализации второй половины XIX – начала ХХ в., ориентированной на переход страны от аграрной к индустриальной экономике. Констатируется, что использование крупными торговыми и промышленными фирмами нефтепроводов местного значения (промысловых нефтепроводов) значительно сокращало время и удешевляло стоимость транспортировки, способствовало вытеснению гужевого транспорта и расширению инфраструктуры Волго-Каспийского транспортного коридора по организации налива и перекачки нефти и нефтепродуктов, увеличению пропускной способности ключевых водных и железнодорожных магистралей, росту нефтяного грузооборота.

Ключевые слова

Благодарности

исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 25-28-00920 «Организационно-экономический механизм трансформации Волго-Каспийского транзитного маршрута в период первой российской индустриализации (середина XIX – начало XX в.)», https://rscf.ru/project/25-28-00920/.

Источники

  1. Акции нефтепромышленных предприятий // Русские биржевые ценности. 1914–1915 гг. – Петроград : Министерство финансов, 1915. – С. 280–287.
  2. Бодрова, Е. В. Строительство Каспийско-Черноморского трубопровода: выбор экономической стратегии развития России во второй половине XIX в. / Е. В. Бодрова // Вестник Томского государственного университета. История. – 2018. – № 54. – С. 10–16. – doi: 10.17223/19988613/54/2.
  3. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета «О распространении статей 608–615 Устава горного на всякого рода трубопроводы, устраиваемые для нужд нефтяной промышленности» от 10 июня 1900 г. // Полное собрание законов Российской империи. – Санкт-Петербург : Гос. тип., 1902. – Собр. 3. – Т. 20 (1900), ч. 1, № 18802. – С. 700.
  4. Высочайше утвержденное мнение Департамента государственной экономии Государственного совета «О приспособлении Закавказской железной дороги к потребностям Бакинской нефтяной промышленности» от 31 октября 1884 г. // Полное собрание законов Российской империи. – Санкт-Петербург : Гос. тип., 1887. – Собр. 3. – Т. 4 (1884), № 2474. – С. 510–511.
  5. Высочайше утвержденное Положение Комитета Министров «Об учреждении общества Каспийско-Черноморского нефтепровода» // Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемой при Правительствующем Сенате. – 1888. – 12 марта. – № 24. – Ст. 252. – С. 465–492.
  6. Высочайше утвержденный Устав «Общества Каспийско-Черноморского нефтепровода» от 18 декабря 1887 г. // Полное собрание законов Российской империи. – Санкт-Петербург : Гос. тип., 1889. – Собр. 3. – Т. 7 (1887), № 4893. – С. 500.
  7. Высочайше утвержденный Устав «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» от 18 мая 1979 г. // Полное собрание законов Российской империи. – Санкт-Петербург : Гос. тип., 1881. – Собр. 2. – Т. 54, ч. 1, № 59648. – С. 392–399.
  8. Высочайше утвержденный Устав «Товарищества нефтяного производства Г. М. Лианозова сыновей» от 23 октября 1907 г. // Полное собрание законов Российской империи. – Санкт-Петербург : Гос. тип., 1910. – Собр. 3. – Т. 27, № 29702. – С. 612.
  9. Государственный архив Астраханской области. – Ф. 35. – Оп. 1. – Д. 411.
  10. Земляной, Е. Н. Братья Нобели и российская нефть: от инноваций к экономическому успеху / Е. Н. Земляной // Экономический журнал. – 2013. – № 2 (30). – С. 94–99.
  11. Именной указ министру путей сообщения «Об отчуждении земель и имуществ для сооружения керосинопровода от станции Михайлова до станции Батуми Закавказской железной дороги» от 18 мая 1898 г. // Полное собрание законов Российской империи. – Санкт-Петербург : Гос. тип., 1901. – Собр. 3. – Т. 18 (1898), ч. 1, № 15410. – С. 333.
  12. Карцхия, А. А. Становление нефтяной отрасли России в XIX в.: исторический опыт и современные оценки / А. А. Карцхия, С. А. Тыртычный, М. Г. Смирнов, М. Г. Долгих // Былые годы. – 2020. – № 58 (4). – С. 2471–2484. – doi: 10.13187/bg.2020.4.2471.
  13. Карцхия, А. А. Трубопроводные поставки нефти в России на рубеже XIX–XX вв.: историческая ретроспектива и современные оценки / А. А. Карцхия, М. Г. Смирнов, С. А. Тыртычный, М. Г. Долгих // Былые годы. – 2022. – № 17 (2). – С. 812–823. – doi: 10.13187/bg.2022.2.812.
  14. Кашина, Е. А. Государство и иностранный капитал в нефтяной и газовой промышленности России XIX–XX вв. / Е. А. Кашина // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2018. – № 4. – С. 245–251. – doi: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-245-251.
  15. Красивская, В. Н. Роль государства в техническом перевооружении нефтяной отрасли в последней трети XIX – начале XX вв. / В. Н. Красивская // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2018. – № 6 (57). – С. 137–142. – doi: 10.26105/SSPU.2019.57.6.013.
  16. Красивская, В. Н. Эволюция государственной политики в сфере внедрения научно-технических достижений в нефтяной отрасли России – СССР: последняя четверть ХIХ в. – 1941 г. : дис. ... канд. ист. наук / Красивская В. Н. – Москва, 2022. – 284 с.
  17. Куликова, М. Л. Нефтепровод Баку – Батуми: заочная дискуссия двух императорских обществ о судьбе проекта (1888–1892) / М. Л. Куликова // Вопросы истории естествознания и техники. – 2018. – Т. 39, № 3. – С. 523–532. – doi: 10.31857/S020596060001122-6.
  18. Малов, А. Транзит нефтепродуктов в Астраханском крае до и после революции и наливная система перевозки / А. Малов // Наш край. – 1926. – № 1. – С. 32–44.
  19. Малышева, О. Л. Государственная политика в становлении и развитии нефтяной отрасли России (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.) / О. Л. Малышева // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – Т. 15, № 10. – С. 259–267.
  20. Свод законов Российской империи: в 16 т. – Санкт-Петербург : Гос. тип., 1899. – Т. 7: Устав монетный. Устав горный. – 283 с.
  21. Уразгалиев, В. Ш. Становление и развитие нефтяного дела в Российской империи / В. Ш. Уразгалиев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2013. – № 1. – С. 69–80.
  22. Устав нефтепромышленного и торгового общества, под фирмою «Каспийское товарищество», утвержденный 8 сентября 1886 г. // Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при правительствующем Сенате. – 1886. – 2-ое полугодие. – 7 октября. – № 93. – Ст. 863. – С. 2084–2100.
  23. Якубова, Г. Ф. Развитие нефтеперерабатывающей промышленности в Закавказье на рубеже XIX–XX вв. Исторический опыт и современные оценки / Г. Ф. Якубова, И. М. Ванчугов, Р. А. Шестаков // Былые годы. – 2023. – № 18 (2). – С. 633–649. – doi: 10.13187/bg.2023.2.633.
Информация о статье
История
Авторы
Для цитирования
Ещенко Ю. Г. Трубопроводная инфраструктура в системе транспортировки нефти и нефтепродуктов по Волго-Каспийскому коридору в конце XIX – начале ХХ в. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2025. № 3 (84). С. 9–17. https://doi.org/10.54398/1818-510X.2025.84.3.001.
Распространение

Лицензия Creative Commons

Материалы издания доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

* не является рекламой
* нажмите на слово для перехода в поиск