Философия деятельностного подхода в современном образовании

Философия деятельностного подхода в современном образовании

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению понятия деятельностный подход в образовании. Данное словосочетание используют повсеместно и, как правило, каждый автор вкладывает в его содержание разный смысл. Очевидно, при профессиональном рассмотрении этой проблемы термин должен иметь ясные границы и относительно строгое, желательно однозначное понимание. Для поиска этих границ авторами использован не метод перечисления и анализа представлений разных авторов, а прием использования альтернативных понятий, обычно не применяемый в научно-педагогических текстах. Следовательно, если есть деятельностный подход к образованию, значит должен быть и «бездеятельностный», который правильнее было бы именовать подходом «теоретическим». Даже небольшое погружение в педагогическую антропологию и историю нашей цивилизации позволяет увидеть, что возраст деятельностного подхода в образовании следует отсчитывать не с 20-х гг. ХХ в., как это утверждается многими сторонниками рассуждений о деятельностном подходе. Продолжительность его жизни измеряется тысячелетиями. С деятельностного подхода к образованию образование когда-то и началось - первоначально люди обучались чему бы то ни было в процессе выполнения самой деятельности. Развитие сферы производства, усложнение социальных отношений привели к необходимости жесткого отделения обучения от деятельности. Обучение путем включения в деятельность оказалось неэффективным и нерациональным, и попытка ряда современных исследователей продвигать деятельностный подход к образования оказывается малопродуктивной.

Ключевые слова

Вклад авторов

Савенков А. И. – концепция исследования, развитие методологии, выбор темы исследования, написание исходного текста, итоговые выводы; Карнеев Р. Р. – участие в разработке концепции исследования, разработка концепции реконцептуализации субъекта, доработка исследования, итоговые выводы.

Источники

  1. Альсулейман, М. И. Активные методы обучения в высшей школе / М. И. Альсулейман, С. И. Яковлева // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: География и геоэкология. - 2019. - № 4 (28). - С. 73-83. - doi: 10.26456/2226-7719-2019-4-73-83.
  2. Андресон, Дж. Когнитивная психология / Дж. Андерсон. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 496 c.
  3. Асад, Т. Возникновение секулярного: христианство, ислам, модерность / Т. Асад. - Москва : Новое литературное обозрение, 2020. - 376 с.
  4. Асмолов, А. Г. Антропология от Петра: Лев Выготский Петра Щедровицкого / А. Г. Асмолов // Вопросы философии. - 2019. - № 9. - C. 219-222. - doi: 10.31857/ S004287440006333-1.
  5. Брайдотти, Р. Постчеловек / Р. Брайдотти. - Москва : Логос, 2021. - 408 с.
  6. Показать больше
Информация о статье
История
Авторы
Для цитирования
Савенков А. И., Карнеев Р. Р. Философия деятельностного подхода в современном образовании // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2024. № 4 (81). С. 188–200. https://doi.org/10.54398/1818-510Х.2024.81.4.018.
Распространение

Лицензия Creative Commons

Материалы издания доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

* не является рекламой
* нажмите на слово для перехода в поиск