Философия деятельностного подхода в современном образовании
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению понятия деятельностный подход в образовании. Данное словосочетание используют повсеместно и, как правило, каждый автор вкладывает в его содержание разный смысл. Очевидно, при профессиональном рассмотрении этой проблемы термин должен иметь ясные границы и относительно строгое, желательно однозначное понимание. Для поиска этих границ авторами использован не метод перечисления и анализа представлений разных авторов, а прием использования альтернативных понятий, обычно не применяемый в научно-педагогических текстах. Следовательно, если есть деятельностный подход к образованию, значит должен быть и «бездеятельностный», который правильнее было бы именовать подходом «теоретическим». Даже небольшое погружение в педагогическую антропологию и историю нашей цивилизации позволяет увидеть, что возраст деятельностного подхода в образовании следует отсчитывать не с 20-х гг. ХХ в., как это утверждается многими сторонниками рассуждений о деятельностном подходе. Продолжительность его жизни измеряется тысячелетиями. С деятельностного подхода к образованию образование когда-то и началось - первоначально люди обучались чему бы то ни было в процессе выполнения самой деятельности. Развитие сферы производства, усложнение социальных отношений привели к необходимости жесткого отделения обучения от деятельности. Обучение путем включения в деятельность оказалось неэффективным и нерациональным, и попытка ряда современных исследователей продвигать деятельностный подход к образования оказывается малопродуктивной.
Ключевые слова
Вклад авторов
Савенков А. И. – концепция исследования, развитие методологии, выбор темы исследования, написание исходного текста, итоговые выводы;
Карнеев Р. Р. – участие в разработке концепции исследования, разработка концепции реконцептуализации субъекта, доработка исследования, итоговые выводы.
Источники
-
Альсулейман, М. И. Активные методы обучения в высшей школе / М. И. Альсулейман, С. И. Яковлева // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: География и геоэкология. - 2019. - № 4 (28). - С. 73-83. - doi: 10.26456/2226-7719-2019-4-73-83.
-
Андресон, Дж. Когнитивная психология / Дж. Андерсон. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 496 c.
-
Асад, Т. Возникновение секулярного: христианство, ислам, модерность / Т. Асад. - Москва : Новое литературное обозрение, 2020. - 376 с.
-
Асмолов, А. Г. Антропология от Петра: Лев Выготский Петра Щедровицкого / А. Г. Асмолов // Вопросы философии. - 2019. - № 9. - C. 219-222. - doi: 10.31857/ S004287440006333-1.
-
Брайдотти, Р. Постчеловек / Р. Брайдотти. - Москва : Логос, 2021. - 408 с.
-
Бурдье, П. Социология социального пространства / П. Бурдье. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2005. - 288 с.
-
Витгенштейн, Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн // Витгенштейн Л. Философские работы: в 2 т. - Москва : Гнозис, 1994. - Т. 1. - 206 с.
-
Гастев, А. Леонардо да Винчи / А. Гастев. - Москва : Молодая гвардия, 2009. - 400 с.
-
Голант, Е. Я. Методы обучения в советской школе / Е. Голант. - Москва : Гос. учеб.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1957. - 151 с.
-
Дастон, Л., Галисон, П. Объективность / Л. Дастон, П. Галисон. - Москва : Новое литературное обозрение, 2018. - 584 с.
-
Карнеев, Р. Р. Проект реконцептуализации субъекта: незавершенная сборка / Р. Р. Карнеев // Концепт: философия, религия, культура. - 2022. - Т. 6, № 1 (21). - С. 7-19. - doi: 10.24833/2541-8831-2022-1-21-7-19.
-
Кларин, М. В. Наследие Выготского и основы коучинга. Зона ближайшего развития / М. В. Кларин // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика / отв. за вып.: Л. М. Валиуллина, Н. В. Вострухина. - Москва : Знание-М, 2020. - С. 63-68. - doi: 10.38006/ 907345-57-7.63.68.
-
Кузнецов, В. Ю. Пересборка субъектов и проблема развития / В. Ю. Кузнецов // Философия науки и техники. - 2017. - Т. 22, № 2. - С. 148-156.
-
Кумсков, В. В. Педагогические идеи Джона Дьюи и советское образование 1920-х гг. / В.В. Кумсков // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. 2, № 3. - С. 7-11.
-
Латур, Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Б. Латур. - Москва : Высшая школа экономики, 2014. - 384 с.
-
Левинас, Э. Избранное: Тотальность и бесконечное / Э. Левинас. - Москва, Санкт-Петербург : Университетская книга, 2000. - 416 с.
-
Лекторский, В. Деятельностный подход: смерть или возрождение? / В. Лекторский // Вопросы философии. - 2002. - № 2. - С. 56-65.
-
Леонтьев, А. А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность) / А. А. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2001. - 392 с.
-
Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1960. - № 1. - С. 7-17.
-
Логос. - 2020. - Т. 30, № 1.
-
Марион, Ж.-Л. Эго, или наделенный собой / Ж.-Л. Марион. - Москва : Рипол Классик, 2019. - 159 с.
-
Негарестани, Р. Работа нечеловеческого / Р. Негарестани // Логос. - 2021. - Т. 31, № 3. - С. 1-38. - doi: 10.22394/0869-5377-2021-3-1-36.
-
Райл, Г. Понятие сознания / Г. Райл. - Москва : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. - 408 с.
-
Розов, М. А. В поисках Жар-птицы / М. А. Розов // Вопросы философии. - 2005. - № 6. - С. 63-82.
-
Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Наука, 1997. - 189 с.
-
Солопова, О. С., Малкова, Т. В. Проблемное обучение как активный метод обучения иностранным языкам / О. С. Солопова, Т. В. Малкова // Вопросы педагогики. - 2020. - № 3-1. - С. 204-207.
-
Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд. - Москва : Лениздат, 2020. - 680 с.
-
Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко. - Москва : Ад Маргинем, 2018. - 416 с.
-
Чехов, А. Ванька / А. Чехов // Чехов А. Собрание сочинений: в 12 т. - Москва : Правда, 1985. - Т. 5. - С. 213-217.
-
Эльконин, Б. Д. Современность теории и практики Учебной Деятельности: ключевые вопросы и перспективы / Б. Д. Эльконин // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25, № 4. - С. 28-39. - doi: 10.17759/pse.2020250403.
-
Badiou, A. L’être et évènement / A. Badiou. - Paris : Éditions du Seuil, 1988. -576 p.
-
Fink, B. The lacanian subject / B. Fink. - Princenton : Princenton Press, 1996. - 240 p.
-
Les chemins de la Philosophie на France Culture. Первый выпуск из пяти: «Tout liberté est créatrice ou n’est pas». - URL: https://www.franceculture.fr/emissions/les-chemins-de-la-philosophie/alain-badiou-15-tout-liberte-est-creatrice-ou-nest-pas (дата обращения: 05.08.2024).
-
Puumeister, O. Biopolitical subjectification / O. Puumeister // Sign Systems Studies. - 2019. - Vol. 47, № 1/2. - P. 105-125. - doi: 10.12697/SSS.2019.47.1-2.04.
-
Robbins, B. D. Subjectivity Is No Object: Can Subject-Object Dualism Be Reconciled Through Phenomenology? / Robbins B. D., Johnson C. V., Franco Z., Friedman H. L. // International Journal of Transpersonal Studies. - 2018. - Vol. 37, № 2. - P. 144-166. - doi: 10.24972/ijts.2018.37.2.144.
Показать больше