Феноменология чистого музыкального бытия А. Ф. Лосева

Феноменология чистого музыкального бытия А. Ф. Лосева

Аннотация

Феноменологический подход к изучению видов искусств имеет свои особенности, которые складываются с момента появления данного направления. Феноменология интересуется музыкой в большей степени в силу её абстрактности, ведь несмотря на то, что она не имеет материальной формы, как скульптура, живопись или архитектура, музыка так или иначе крайне сильно способна влиять на психоэмоциональное состояние человека. Может показаться, что именно физиология, психология и физика должны быть основой подобных исследований, однако, как показывает А. Ф. Лосев в работе «Музыка как предмет логики», данная база не может в полной мере объяснить феномен подлинной музыки. Чтобы постигнуть или как минимум прикоснуться к настоящему феномену музыки, мыслитель вводит понятие «чистое музыкальное бытие», которое имеет свои основные положения. Целью статьи является рассмотреть и проанализировать предложенный А. Ф. Лосевым концепт чистого музыкального бытия в своей специфике и структурности. Исследуя основоположения по А. Ф. Лосеву, формируется вывод, что чистое музыкальное бытие есть бытие гилетическое, проявляющееся в хаотичной форме; музыка представляет собой борьбу с самостью, но имеет в себе жизнь чисел, отсюда и становится очевидной опора философа на античную идею связи математики с музыкой, однако мыслитель наделяет первое логичностью, а второе – алогичностью.

Ключевые слова

Вклад авторов

Бочаркин Д. В. – разработка концепции исследования, проведение исследования, обоснование цели статьи, написание исходного текста, итоговые выводы; Матюшова М. П. – научное руководство, проведение исследования, доработка текста, подготовка и редактирование текста, утверждение окончательного варианта

Источники

  1. Авдеева, Л. Р. Музыка на грани бытия и небытия. А. Ф. Лосев / Л. Р. Авдеева // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2016. – Т. 17, № 1. – С. 87–95.
  2. Андрейкина, М. В. Музыка и математическая логика: от учения Пифагора к теории А. Ф. Лосева / М. В. Андрейкина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 6 (92). – С. 129–136. – doi: 10.24411/1997-0803-2019-10617.
  3. Бергсон, А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память / А. Бергсон // Собрание сочинений : в 4. т. – Москва : Московский клуб, 1992. – Т. 1. – 336 с.
  4. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика / Г. В. Ф. Гегель. – Москва : Искусство, 1971. – Т. 3. – 623 с.
  5. Гуссерль, Э. Феноменология внутреннего сознания / Э. Гуссерль // Собрание сочинений. – Москва : Гнозис, 1994. – Т. 1. – 162 с.
  6. Показать больше
Информация о статье
История
Авторы
Для цитирования
Бочаркин Д. В., Матюшова М. П. Феноменология чистого музыкального бытия А. Ф. Лосева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2024. № 2 (79). С. 67–80. https://doi.org/10.54398/1818510Х_2024_2_67.
Распространение

Лицензия Creative Commons

Материалы издания доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

* не является рекламой
* нажмите на слово для перехода в поиск