Формирование традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества в системе образования: роль православных гимназий
Аннотация
Преодоление духовного кризиса современного российского общества возможно через усвоение традиционных духовно-нравственных ценностей в процессе обучения подрастающего поколения в средних образовательных учреждениях. Успех этой работы зависит от понимания необходимости этих ценностей самими учащимися. Цель исследования дать объективную оценку потенциалу системы среднего образования для формирования у молодого поколения традиционных духовно-нравственных ценностей. Оценка дается на примере среднего учебного заведения в обучении и воспитательной работе которого присутствует православный компонент, которое расположено в г. Астрахани, в регионе со сложным конфессиональным составом. Проведенное исследование опирается на опыт научной работы в этом направлении отечественных ученых, нормативно-правовые документы, а также на результаты собственного социологического опроса. Авторы пришли к выводу о том, что проверка готовности к принятию учащимися традиционных духовно-нравственных ценностей, должна рассматриваться как составная часть подготовительного этапа создания благоприятных условий для успешного их усвоение в процессе обучения и воспитания. Успешность этой работы в православном учебном заведении в значительной мере обеспечивает семейное воспитание обучающихся на основе христианских принципов. Если смотреть шире, то в средних учебных заведениях, где присутствует религиозный компонент как в обучении, так и в воспитании, усвоение школьниками традиционных духовно-нравственных ценностей будет успешным.
Ключевые слова
- духовный кризис
- традиционный уклад
- духовно-нравственные ценности
- поликонфессиональный регион
- Русская Православная Церковь
- учащиеся средней школы
- школьное воспитание
- среднее образование
- православные общеобразовательные учреждения
- становление личности
Вклад авторов
Глазков А. П. – научное руководство, работа над источниками, доработка текста, итоговые выводы; Афанасьев И. А. – разработка концепции исследования, проведение эмпирического исследования, обработка и представление материалов; Афанасьева О. М. – написание исходного текста, итоговые выводы.
Источники
- Бондаревская, Е. В. Миссия и смыслы воспитания в кризисном обществе / Е. В. Бондаревская // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гуманит. ун-т профсоюзов, 2007. – С. 328–329.
- Глазков, А. П. Государственно-конфессиональные отношения в российском обществе / А. П. Глазков, А. А. Лагунов, С. А. Храпов. – Астрахань : Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2022. – 160 с.
- Гусакова, В. О. Педагогический потенциал традиций православной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников : дис. … д-ра пед. наук / В. О. Гусакова. – Санкт-Петербург, 2023. – 539 с.
- Комогорцева, Т. В. Духовно-нравственное воспитание школьников в православно-ориентированной образовательной среде муниципальной школы : дис. … канд. пед. наук / Т. В. Комогорцева. – Великий Новгород, 2019. – 172 с.
- Котова, С. А. Философский анализ трансформации традиционных ценностей в постиндустриальном обществе : автореф. дис. … канд. филос. наук / С. А. Котова. – Москва, 2014. – 22 с. Показать больше