Концептуализация «природы» и «человека» в философии И. Канта

Концептуализация «природы» и «человека» в философии И. Канта

Аннотация

Понятие «природа» вызывает больший интерес, поскольку оно связано с целой системой понимания мира и человека. Особую значимость представляет философия И. Канта, в которой «природа» имеет важное значение. Он анализирует этот термин, выявляет отношения и контекст, которые необходимы для существования «природы». В философии Канта «природа» понимается широко: не только с эстетической точки зрения, но и с онтологической, а также как предмет науки. Однако статья посвящена философско-антропологическому рассмотрению термина «природа», поскольку он концентрирует вышеприведенные способы отношения к природе. Данный подход свойственен поздним работам И. Канта, философия которого основывается на базовом вопросе: что есть человек? Поэтому термин «природа» также рассматривается в свете этого вопроса. Этот вопрос, во-первых, постулирует понимание природы как отношения человека, следовательно, приоткрывает нам знание о человеке самом по себе. Во-вторых, природа как таковая, вне человека, по мнению Канта, остается недоступной. Анализируется генеалогия данного понятия и его основные характеристики, отличающие «природу» от близкого понятия «мир». «Природа» таким образом формируется посредством следующих понятий: целостность, систематичность, разумность и необходимость. Таким образом, Кант наделяет «природу» категориями, свойственными человеку. Она выступает механизмом, который отчасти объясняет устройство самого человека, поскольку между ними наблюдается тождественность. Единственное, чего не хватает «природе» и что есть у человека, согласно Канту, - это область ноуменального, которая позволяет человеку быть свободным. Если природа выступает причиной разумности человека, то собственно человеческим признается спонтанность, обременяющая природу и рождающая цель.

Ключевые слова

Источники

  1. Ахутин, А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура») / А. В. Ахутин. – Москва : Наука, 1998. – 208 с
  2. Гайденко, П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой / П. Гайденко. – Москва : ПЕР СЭ; Санкт-Петербург : Универ-ситетская книга, 2000. – 456 с
  3. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант // Кант, И. Соч. : в 6 т. – Москва : Мысль, 1966. – Т. 6. – С. 349–588
  4. Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / И. Кант // Кант, И. Соч. : в 6 т. – Москва : Мысль, 1966. – Т. 6. – С. 5–25
  5. Кант, И. Критика практического разума / И. Кант // Кант, И. Соч. : в 6 т. – Москва : Мысль, 1964. – Т. 4, ч. 1. – С. 311–504
  6. Показать больше
Информация о статье
История
Авторы
Для цитирования
Медникова А. А. Концептуализация «природы» и «человека» в философии И. Канта // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2023. № 1 (74). С. 134–138. https://doi.org/10.54398/1818510Х_2023_1_134
Распространение

Лицензия Creative Commons

Материалы издания доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

* не является рекламой
* нажмите на слово для перехода в поиск