Фактор внешней политики России в патриотических установках школьников Сибири на современном этапе

Фактор внешней политики России в патриотических установках школьников Сибири на современном этапе

Аннотация

Сегодня всё громче звучит голос тех, кто поддерживает внешнюю политику российского государства, и в меньшей степени того, кто её осуждает. О том, что думают молодые люди в регионах о внешней политике России на современном этапе, известно не так много, особенно после принятия государством соответствующих норм административного и уголовного права. На материалах опроса, проведённого среди учащейся молодёжи старших классов в Сибирском федеральном округе, автор статьи приходит к выводу, что сознанию школьников 9-11 классов свойственны черты как «слепого», так и «конструктивного» патриотизма. В то же время, чем младше молодой человек, тем выше вероятность, что он разделяет ценности патриотизма вслепую. И наоборот, с возрастом личность в некотором приближении оказывается более критичной к ценностям патриотизма, а он приобретает гражданский и (или) гибридный характер. Однако начатая в 2022 г. Россией Специальная военная операция на Украине внесла в данное положение свои коррективы. Поскольку в настоящее время по сравнению с 2020 г., как показывают результаты выполненного анкетирования, возросло количество сторонников осуществляемого РФ внешнеполитического курса, постольку отношение к определённым патриотическим установкам также подверглось трансформациям. Например, в 2022 г. респонденты стали чаще себя идентифицировать с россиянами, больше доверять органам публичной власти, считать себя патриотом и гордиться страной. Тем не менее, если рассматривать патриотические установки школьников через призму поддержки и неподдержки ими внешней политики России, всё становится менее однозначным: с одной стороны, происходит поляризация школьного сообщества, а с другой - тренд на побег или уход не только от ответов на непростые вопросы, но и от политики

Ключевые слова

Благодарности

исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00346 «Фактор патриотического воспитания в конструировании гражданской идентичности старших школьников регионов Сибирского федерального округа в условиях информационного общества».

Источники

  1. Вагина, В. О. Патриотизм vs национализм в современном российском обществе / В. О. Вагина // Caucasian Science Bridge. – 2021. – Т. 4, № 2 (12). – С. 155–159. doi: 10.18522/2658-5820.2021.2.15.
  2. Гулевич, О. А. Вера в справедливый мир, гражданская идентичность и социальная установка по отношению к войне (на при- мере гражданской войны в Сирии) / О. А. Гулевич, Е. А. Некрасова, А. Н. Неврюев // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39, № 4. – С. 17–26. doi: 10.31857/S020595920000066-8.
  3. Каримов, Я. А. Воспитание патриотических чувств граждан в целях недопущения мировых войн / Я. А. Каримов, С. В. Шерм а- занова // Вооружённые конфликты: предпосылки, последствия, правовые основы предупреждения, противодействия и урегулирования : мат-лы IV межвуз. науч.-практич. конф. на английском языке. – Москва : Международный юрид. ин-т, 2019. – С. 228–235.
  4. Киселев, И. Ю. «Конструктивный» и «слепой» патриотизм как факторы восприятия результатов проводимой лидером внеш- ней политики / И. Ю. Киселев, А. Г. Смирнова // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95- летию Л. И. Уманского) : монографич. мат-лы Всерос. симпозиума (г. Кострома, 27–29 октября 2016 г.). – Кострома : Костромской гос. ун-т, 2016. – С. 117–124.
  5. Козырев, Г. И. Патриотизм и антипатриотизм как причины конфликта идентичностей в современном российском обществе / Г. И. Козырев // Социология. – 2020. – № 2. – С. 128–142.
  6. Показать больше
Информация о статье
История
Авторы
Для цитирования
Казанцев Д. А. Фактор внешней политики России в патриотических установках школьников Сибири на современном этапе // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2023. № 1 (74). С. 74–78. https://doi.org/10.54398/1818510Х_2023_1_74.
Распространение

Лицензия Creative Commons

Материалы издания доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

* не является рекламой
* нажмите на слово для перехода в поиск