ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ЖЕНСКОМ ЕПАРХИАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ г. АСТРАХАНИ
Аннотация
Рассмотрены проблемы организации образовательного и воспитательного процессов в Астраханском епархиальном женском училище в период с 1845 по 1917 г. Особое внимание уделяется социокультурным аспектам (развитию женского образования, реформам 1860-х гг., изменениям в системе педагогического образования, смене роли женщины духовного сословия в обществе и т. д.), оказавших особое влияние на формирование и развитие системы образования и воспитания в епархиальных женских училищах Российской империи. На основе анализа архивных материалов показана эволюция образовательных программ Астраханского епархиального женского училища, переориентированных с обучения девушек духовного сословия основам грамотности на подготовку педагогических кадров (домашних учительниц). Данные изменения меняли социальный статус и роль воспитанниц епархиального женского училища в обществе, предоставляя свободу выбора в устройстведальнейшей жизни. С одной стороны, организация образовательного и воспитательного процессов в Астраханском епархиальном женском училище напрямую зависела от сословной принадлежности воспитанниц, с другой, была подвержена влиянию социальных изменений, происходивших в российском обществе во второй половине XIX в.
Ключевые слова
- епархиальные женские училища
- педагогическое образование
- религиозное воспитание
- образовательная реформа
- домашние учительницы
- духовное сословие
- образцовая школа
- женский Благовещенский монастырь
- Астраханская духовная Консистория
- Астраханское епархиальное женское училище
- diocesan women's schools
- pedagogical education
- religious education
- educational reform
- home teachers
- clergy
- model school
- women's Annunciation monastery
- Astrakhan spiritual Consistory
- Astrakhan diocesan women's school