КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Культурная политика сегодня является одной из важнейших проблем современной жизни всего цивилизованного мира ввиду тех изменений, которые происходят под влиянием глобализационных процессов, повлекших за собой социокультурную модернизацию. Инновационные методы управления в сфере культуры в условиях рыночных отношений привели к тесному взаимодействию государственных структур и бизнеса. Особо интересны результаты такого взаимодействия в пространстве конкретного региона, поэтому наша цель - выявление изменений в культурной политике государства в новых условиях и анализ взаимодействия государственных структур и частного бизнеса для раскрытия возможных последствий и перспектив такого сотрудничества, без чего невозможно определить стратегии дальнейшего развития культурного сектора. Методология исследований связана с системным подходом, позволяющим интерпретировать культуру как объект управления на различных уровнях. При рассмотрении фактологического материала и конкретных примеров сделан вывод о том, что при гибком государственном регулировании в культурной сфере возможно разумное использование рычагов рыночной экономики в создании «культурного продукта», однако ослабление патерналистской политики государства в отношении субъектов культуры ведёт к негативным результатам, проявляющихся в форме «коммерциализации культуры». Проблема коммерциализации неоднозначна: с одной стороны, этот процесс способствует адаптации культурных учреждений в условиях бюджетных ограничений, с другой, ввиду роста цен, сокращается доступность многих услуг для населения, что наглядно проявляется в образовании, музейной деятельности, досуговой сфере и негативно сказывается на личностном развитии, затрудняя идентификацию в гетеротопном обществе. Для сохранения равновесия в диалоге бизнеса и государства ведущая роль должна принадлежать государству с целью поддержания целостности культуры и сохранения культурного наследия всей страны и отдельных регионов. Только в этом случае может стать эффективным механизм реализации стратегических целей культурной политики, ориентированной на стабильное социокультурное развитие.
Ключевые слова
- культурная политика
- бизнес
- коммерциализация
- культурная стратегия
- культура потребления
- взаимодействие
- cultural policy
- business
- commercialization
- cultural strategy
- consumer culture
- interaction