«Техночеловек» и продолжение истории
Аннотация
Тема «конца истории» рассматривается в философско-антропологическом и футурологическом контексте. Показывается несостоятельность представлений Ф. Фукуямы и его единомышленников о переходе в «постчеловеческое» состояние как единственной возможности освобождения из «постисторической» резервации. Принимаются во внимание дискуссии, связанные с перспективами конвергентного развития нано-, био-, инфо-, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий (НБИКС-революция). Подчеркивается, что современная антропофутурологическая проблематика актуализирует ряд идей и соображений, выдвинутых без малого столетие назад представителями евгеники - направления, связывавшего перспективы совершенствования человека с использованием достижений биологии. Проводится реконструкция антропософских взглядов Н. К. Кольцова - выдающегося биолога и лидера русского евгенического движения. Существенное внимание уделено историософским основаниям проекта кибернетического бессмертия, предлагаемого российским философом Д. И. Дубровским. Автор статьи связывает исторические перспективы человеческого общества с перспективами технобиоэволюции человека. Считая неправомерным название «постчеловек» для результата такой эволюции, автор статьи обосновывает преимущества использования термина «техночеловек» в качестве синонима и обозначения новой стадии в развитии «человека технологизированного разумного», не перестающего быть “homosapiens”. При этом подчеркивается роль мировоззренческих ориентиров технологического прогресса.
Ключевые слова
- философия истории
- антропософия
- конец истории
- продолжение истории
- постчеловек
- техночеловек
- НБИКС-революция
- улучшение человека
- евгеника
- кибернетическое бессмертие
- philosophy of history
- anthroposophy
- the end of history
- continuation of history
- post-human
- techno-human
- NBICS-revolution
- human facilitation
- eugenics
- cybernetic immortality