Трансформация образа клоуна в современной культуре: из Другого в Монстры

Трансформация образа клоуна в современной культуре: из Другого в Монстры

Аннотация

Статья посвящена исследованию трансформации образа клоуна в современной культуре. Представляя одну из ипостасей фигуры шута, этот образ наделён амбивалентностью, которая проявляется уже на стадии архаики. Образы ритуальных клоунов-коимши индейцев пуэбло (зуни) соединяют в себе элементы смеховой культуры с сакральным ужасом, опасностью и сексуальной агрессией. Изначальной амбивалентностью определяется возможность перемещения образа клоуна по оси координат «Свой - Другой - Чужой - Враг - Монстр». Он может быть представлен как образом «Своего / Другого» (добрый клоун советского цирка), так и «Чужого / Монстра», в которого трансформировался в современной культуре (клоун современного кинематографа). Демонизация образа клоуна обусловлена трансформацией картины мира во второй половине ХХ в. Постмодернистская мировоззренческая платформа позволяет изменять традиционные паттерны, особенно у тех культурных феноменов, которые изначально амбивалентны. В последнее время это привело к активизации образа «страшного» клоуна в СМИ и участившимся актам устрашения людей в образе клоуна, что приводит к появлению новых фобий.

Ключевые слова

Информация о статье
Авторы
Распространение

Лицензия Creative Commons

Материалы издания доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

* не является рекламой
* нажмите на слово для перехода в поиск