«Объект внимания» как фактор интеграции массы
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования массы в социальном пространстве. Понимание массы как неустойчивой, аморфной, анонимной общности, не имеющей внутренних связей, является основанием для поиска и определения внешнего фактора её интеграции. Структурный анализ массы показывает, что для неё характерен единственный вид связи - проявление внимания каждого образующего её индивида к общему объекту, называемому условно «объект внимания массы». Соотнесение некритичного восприятия, свойственного массе, с образным восприятием реальности показало, что «объектом внимания» является образ, содержащий в себе бескомпромиссное значение - мифологизированный образ. Определяются факторы, делающие такой образ эффективным, а значит, имеющим симулятивный потенциал. Эффективные образы, структурирующие массовое сознание, позволяют симулировать социализацию индивида, тем самым, приводя к деформациям социокультурного пространства, знаменующим собой становление «массового общества». Для демонстрации многогранности этого процесса, дана типология «объектов внимания», из которой выводятся различные виды активности массы. Указывается на растущее значение «объектов внимания» в современности и, неотделимое от этого, усиление активности массы, даётся краткая оценка этой тенденции.
Ключевые слова
- масса
- образ
- мифотворчество
- массовое общество
- социализация
- массовая коммуникация
- «общество спектакля»
- симуляция
- информационное пространство
- медиа
- mass
- image
- myth-making
- mass society
- socialization
- mass communication
- “the society of the spectacle”
- simulation
- information space
- media