Понятие «нечистота» в трудах африканских апологетов
Аннотация
Материалом для настоящего исследования явилось наследие богословов, живших в Северной Африке во II–IV вв.: Тертуллиана, Минуция, Арнобия, Лактанция. Именно они создали на христианской основе особый тип религиозно-философского синкретизма, который привел к распаду церкви на восточную и западную ветви и который стал определяющим для всей эпохи средних веков. Предмет исследования – варианты употребления «африканцами» пургаментарных образов. Цель – установление назначения указанного приема. В статье делается вывод, что особая эмоциональность авторов сообщает текстам специфическую экспрессивность; отсюда связанное с ней обилие семантических контрастов и антитез, многие из которых строятся на основе оппозиции «праведный – греховный», «чистый – грязный». Грязь ложных представлений противопоставляется чистоте истинной веры, следы нечестивости – свету раскаяния, ничтожный мир единичных вещей – миру непреходящих, вечных сущностей. При этом система умозаключений богословов карфагенского направления оказывается близкой к античным философским парадигмам, с их эстетико-космологической направленностью.
Ключевые слова
- африканские апологеты
- семантический контраст
- когезия
- нечистота
- бренность